Подписка на нашу рассылку
Поездки по святым местам
На заметку
Бабушкины рецепты
Поминовение усопших в дни Великого поста
Автор: Богородская Марина Николаевна
Источник: www.gorod495.ru
Источник: www.gorod495.ru
В православных церквях и у восточных католиков несколько дней поминовения, выпадающих обычно на субботы. В православной церкви поминальными днями служат 9 и 40-й дни по кончине и сам день смерти, а также ежегодные общие поминальные дни: Вселенская Родительская суббота (перед Прощёным воскресеньем), Троицкая Родительская суббота накануне Пятидесятницы,Родительские субботы в Великий пост (2, 3 и 4-я недели), Радоница — вторник на Фоминой неделе и Димитриевская суббота. Поминовение во Вселенскую Родительскую субботу идет со времен апостолов, в Радоницу — со времен Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, в Димитриевскую субботу — с 1380 года, оно было установлено Дмитрием Донским в память убитых в битвах с татарами русских воинов.
Во время Великого поста дням поминовения отводятся три Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц. В дни Великого поста, подвига покаяния, Церковь призывает верующих быть в соединении не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения ушедших из нашей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших по той причине, что в дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, так как не бывает ежедневно полной литургии, с совершением которой и связано поминовение усопших.
В этот день мы вспоминаем и трагическую кончину трех насельников Оптиной пустыни, произошедшую во вторник пасхальной седмицы 1993 года. Тогда на новом братском кладбище в Оптиной пустыни встали одновременно три креста. Кровь же погребённых под ними монахов пролилась на могилы великих для России и для всего мира оптинских старцев...
Служба тогда закончилась в шестом часу утра, и братия пошла разговляться в трапезную. После трапезы иноки Трофим и Ферапонт вернулись на монастырскую звонницу — возвещать всем людям радость о Христом Воскресении. Буквально через десять минут пасхальный звон оборвался. Выбежавшие насельники увидели на помосте звонницы двух иноков. Оба лежали неподвижно. Третьим был иеромонах Василий, направлявшийся исповедовать богомольцев в скит. Убийца монахов – сатанист - выгравировал на страшном ритуальном мече своё прозвище и число сатаны.
Сейчас над могилами монахов стоит часовня, куда люди приходят почтить память мучеников и уже есть случаи исцелений по молитвам оптинских монахов Ферапонта, Трофима и Василия. Иеромонах Василий писал стихи. Кажется, что в них он и ожидал, и предчувствовал свою кончину:
" . ..Подскажи мне, Владыка, кончину мою,
Приоткрой и число уготованных дней,
Может, я устрашусь оттого, что живу,
И никто не осилит боязни моей.
Приоткрой и потом от меня отойди,
Чтобы в скорби земной возмужала душа,
Чтобы я укрепился на Крестном пути,
Прежде чем отойду, и не будет меня."
Приоткрой и число уготованных дней,
Может, я устрашусь оттого, что живу,
И никто не осилит боязни моей.
Приоткрой и потом от меня отойди,
Чтобы в скорби земной возмужала душа,
Чтобы я укрепился на Крестном пути,
Прежде чем отойду, и не будет меня."
Сорокадневные поминки по убиенным пришлись на Вознесение Господне, в этом нашем земном времени на такой же сороковой день после страшной смерти вознесся Господь…
Дни плача по умершим с самой глубокой древности продолжались сорок дней. Число сорок — знаменательное, оно не раз встречается в Священном Писании. Пророк Моисей постился сорок дней, принимая закон от Бога; пророк Илия провел сорок дней в путешествии к горе Хорив; наконец, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения также в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Божия.
Святые апостолы узаконили в Церкви Христовой обычай Ветхозаветной Церкви оплакивать умерших сорок дней. После кончины за усопшего следует заказать сорокоуст, то есть сорок литургий, на которых он будет помянут. С глубокой древности в Церкви, согласно апостольскому преданию, существует обычай поминать усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой день по их кончине (день кончины входит в счет дней помина - если смерть наступила 1-го чиcла до полуночи, то третьим днем будет 3-е число).
Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему: "В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу.
После поклонения Богу на третий день, повелевается показать душе различные обители святых и красоту рая. Созерцая все это, душа изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых душа скорбит и укоряет себя. После шести дней она опять возносится Ангелами на поклонение Богу".
Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, пишет: "После вторичного поклонения повелевается отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений и разные отделения ада. По этим разным местам мук душа носится, трепеща, тридцать дней. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет по делам ее место заключения".
В дни всеобщего поминовения усопших особенно важно вспомнить всех своих близких и родных и оказать им молитвенную помощь. Кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки. На заказной обедне о упокоении с панихидой после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.
Сорокоуст - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
За некрещеных же и за самоубийц можно молиться только дома. Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя"..
Часовня - место погребения монахов Ферапонта, Василия и Трофима |
Звонница,место гибели монахов
|
Веденский собор - главный собор Оптиной пустыни |
Кладбище |
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!