Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Подписка на нашу рассылку

Ваш e-mail:
Лист рассылки:


Полиглот

 

 

 

Интеллектуальное реалити-шоу,

интенсивный курс изучения английского языка

за 16 часов

 

Преподаватель:

Дмитрий ПЕТРОВ

 

смотреть подробно >>>

 

 

На заметку

Экономика и жизнь

 
Поиск статей по сайту:

Сошли с конвейера. На «АвтоВАЗе» обсуждают сокращение четверти всего персонала


Автор: Ирина ЦЫРУЛЕВА, Михаил МОШКИН, Юлия ХОМЧЕНКО
Источник: Время новостей

Ситуация вокруг крупнейшего российского производителя легковых автомобилей «АвтоВАЗа» становится все напряженнее. На днях «АвтоВАЗ» объявил об остановке главного конвейера и вынужденных каникулах в течение августа. А вчера днем информагентства сообщили: по итогам совещания в правительстве Самарской области, посвященного ситуации на заводе, исполняющий обязанности президента «АвтоВАЗа» Игорь Комаров заявил о возможности сокращения 25% персонала автогиганта -- более 27 тыс. человек из 110 тыс. работающих на заводе.

Позднее последовало уточнение: речь шла о том, что подобное развитие событий возможно при сохранении текущего объема производства и продаж. Однако по сути оно мало что меняет: об увеличении продаж речи пока и не идет. По словам самого г-на Комарова, в 2010 году завод планирует производить в месяц 30 тыс. автомобилей -- как раз столько, сколько сейчас. По некоторым данным, на складах автогиганта скопилось сегодня от 80 до 90 тыс. непроданных автомашин, а падение продаж «АвтоВАЗа» за первые пять месяцев года, по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса, составило 45% -- до 151 тыс. штук.

В госкорпорации «Ростехнологии», которая контролирует блокпакет акций завода, вчера не стали комментировать ситуацию. А в пресс-службе «АвтоВАЗа» и вовсе поспешили опровергнуть информацию о массовых увольнениях. «Была подтверждена приверженность руководства «АвтоВАЗа» сохранить в нынешних условиях трудовой коллектив», -- отметили в пресс-службе. Зато у профсоюзов несколько иная точка зрения. «Одномоментное увольнение 27,7 тыс. работников градообразующего предприятия -- это уже не вопрос бизнеса, не вопрос производства, а фактор, который может повлечь за собой социальный взрыв в регионе», -- подчеркнул в беседе с корреспондентом «Времени новостей» ответственный секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. Необходимо понимать, замечает представитель ФНПР, что столь существенное сокращение кадров на «АвтоВАЗе» скажется и на социальном положении жителей Тольятти, и на криминогенной ситуации в городе.

Губернатор Самарской области Владимир Артяков не питает оптимизма. Он считает, что участь «АвтоВАЗа» ждет и смежные с ним предприятия. «Я оцениваю нынешнюю ситуацию в Тольятти как крайне неудовлетворительную. В августе конвейер останавливается, с сентября сокращается рабочая неделя. И вероятно, нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников не только завода «АвтоВАЗ», но в том числе и смежников», -- сказал губернатор, открывая вчерашнее совещание. По его словам, Самарская область не использует по максимуму те ресурсы, которые имеет для поддержки занятости населения. «Я поручил «АвтоВАЗу» и департаменту занятости населения в течение десяти дней разработать комплекс мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тольятти», -- сказал г-н Артяков. А для снижения напряженности на автопредприятиях, считает он, необходимо поднять вопрос о рефинансировании кредиторской задолженности смежников «АвтоВАЗа», предоставив им государственные гарантии из федерального бюджета.

Власти еще в конце марта твердо отказались от мысли о банкротстве автозавода, который (как, впрочем, и все автопроизводители) оказался на грани выживания. На выездном совещании в Тольятти 30 марта, посвященном проблемам автопрома, премьер-министр Владимир Путин пообещал «АвтоВАЗу» самую большую в отрасли господдержку в виде беспроцентной ссуды на 25 млрд руб. для погашения задолженности, упомянув и о возможности более масштабной помощи в дальнейшем. Кроме того, премьер пообещал, что правительство также выделит 700 млн руб. на поддержание рабочих мест и 300 млн руб. на развитие малых и средних предприятий, связанных с производственным процессом «АвтоВАЗа».

Спустя два месяца, 21 мая, автогигант представил свой антикризисный план, в котором говорилось, что заводу теперь нужно 80 млрд руб. инвестиций для восстановления рентабельности в 2009 году, снижения издержек и поддержания спроса за счет собственной программы дешевых кредитов. Тогда же сообщалось, что реализация этого плана позволит к 2014 году полностью модернизировать базу поставщиков до их соответствия международным стандартам, а также выпустить девять новых моделей.

С тех пор о выполнении этого плана ничего не было слышно, но на прошлой неделе пресс-служба завода сообщила, что руководство разрабатывает различные варианты организации деятельности предприятия в текущих непростых условиях. «Мы видим пути решения проблем и действуем согласно утвержденному плану антикризисных мер компании. Выход на операционную прибыль к концу этого года является сегодня важнейшей задачей, которую необходимо решить менеджменту «АвтоВАЗа», -- отметил тогда и.о. президента «АвтоВАЗа» г-н Комаров. И действительно, недавно «АвтоВАЗ», получивший 25 млрд руб., отчитался о погашении просроченной задолженности перед поставщиками комплектующих и о сокращении долга (90% которого по-прежнему приходится на краткосрочные обязательства) к июлю до 53 млрд руб. (у ГАЗа, например, он составляет 45 млрд руб.). Сколько еще средств потребуется автогиганту для того, чтобы выжить, неизвестно.

Пока лишь с уверенностью можно сказать, что обострение ситуации вокруг завода играет не в пользу его руководства. В последнее время рынок переполняют слухи о скорой отставке президента «АвтоВАЗа» Бориса Алешина, пребывающего в отпуске. И хотя официальных подтверждений тому нет, вчерашние серьезные заявления и.о. президента автозавода г-на Комарова говорят о том, что его полномочия в последнее время серьезно расширились.

У профсоюзов в связи с заявлениями Игоря Комарова возникают вполне резонные вопросы к руководству автогиганта, заметил Александр Шершуков. По закону, перед принятием подобного решения нужно было проанализировать, предприняты ли все меры, необходимые для того, чтобы избежать массовых сокращений. «Работников, во-первых, нужно было заблаговременно -- за несколько месяцев -- предупредить о предстоящих сокращениях, и, во-вторых, необходимо было выплатить увольняемым сотрудникам все причитающиеся компенсации», -- напоминает ответственный секретарь ФНПР. От себя лично г-н Шершуков добавил, что, по его мнению, топ-менеджмент «АвтоВАЗа» мог бы поумерить свои аппетиты. «Когда американский экономист-менеджер Ли Якокка в свое время вытягивал из кризиса компанию Chrysler, он себе установил зарплату в 1 долл., -- напомнил Александр Шершуков. -- В этой связи меня интересует: не поможет ли смягчить последствия кризиса сокращение зарплат и бонусов высшего менеджмента «АвтоВАЗа»?».

Вопросы есть и к руководству Самарской области. «Когда сложилась кризисная ситуация на «Уралвагонзаводе», одном из градообразующих предприятий Нижнего Тагила, в ситуацию активно вмешался губернатор Свердловской области Эдуард Россель, оказавший давление на руководство завода, -- говорит г-н Шершуков. -- Самарский же губернатор Владимир Артяков, конечно, выразил свое неудовольствие в связи с решением об увольнении, но о каких-то практических шагах с его стороны я не слышал -- за исключением предложения о привлечении уволенных к общественным работам». Но на деньги, которые бывшие работники «АвтоВАЗа» могут получить за эти работы, люди не смогут прокормить свои семьи, подчеркивает г-н Шершуков. Хотя заплата работников автозавода была невелика, она все же существенно больше того, что уволенные будут получать, встав на учет на бирже труда или устроившись на общественные работы. Программа стабилизации ситуации на рынке труда Самарской области, на которую из федерального бюджета выделено 748,8 млн руб. (еще 39 млн предоставляет сам регион), предусматривает переобучение 4 тыс. работников, отправку на общественные работы 30 тыс. человек и поддержку самозанятости населения. Впрочем, как ранее заявлял заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, средства, выделяемые из федерального бюджета на предотвращение безработицы в Самарской области, до сих пор осваивались регионом без особого энтузиазма.

Говоря о возможных протестных акциях на «АвтоВАЗе», ответственный секретарь ФНПР заметил, что он не уверен в эффективности митингов в сегодняшней ситуации. «Профсоюзные активисты завода -- в первую очередь я говорю об организации «АвтоВАЗа», входящей в профсоюз Автосельхозмаша, должны более критично и пристально оценивать то, что происходит на предприятии», -- полагает г-н Шершуков. Он подчеркнул, что оптимальным выходом могут стать переговоры между менеджментом «АвтоВАЗа», работниками и представителями администрации области и города: «Им необходимо совместно обсудить перспективы предприятия и людей, которые на нем работают».

В Минздравсоцразвития, уполномоченном бороться с обострением на рынке труда, судя по всему, пополнения армии безработных за счет россиян, занятых в автопроме, ждали не раньше осени. С октября прошлого года "АвтоВАЗ" уволил только 54 человека из более чем 110 тыс. сотрудников, сообщил представитель Минздравсоцразвития агентству РИА Новости. «По данным на 22 июля, численность работников «АвтоВАЗа», запланированная к высвобождению, составляет 3,2 тыс. человек, при этом по факту уволено 54 человека», -- сказал представитель министерства. По его словам, на смежных предприятиях «АвтоВАЗа» к увольнению планируется еще порядка 100 человек.

Чиновники, судя по всему, полагают, что предприятие вряд ли могло нарушить Трудовой кодекс и не предупредить заранее о столь крупном высвобождении рабочей силы. «В соответствии со статьей 25 федерального закона «О занятости населения» работодатель обязан информировать органы службы занятости о планируемых высвобождениях работников не менее чем за два месяца, а при массовых увольнениях -- за три месяца», -- сказал "Времени новостей" представитель Минздравсоцразвития.

"АвтоВАЗ" -- один из крупнейших автопроизводителей в Восточной Европе и лидер автомобилестроения в России. Производственные мощности компании позволяют выпускать свыше 800 тыс. автомобилей в год. По итогам 2008 года завод реализовал в РФ более 622 тыс. автомобилей Lada, что на 6% меньше показателя предыдущего года. На экспорт в 2008 году поставлено более 106 тыс. автомобилей Lada, что примерно соответствует уровню 2007 года. На конвейерах предприятия выпускается 15 моделей пяти основных семейств автомобилей Lada. Госкорпорации "Ростехнологии", концерну Renault и инвесткомпании "Тройка Диалог" принадлежит по 25% плюс одна акция предприятия. По итогам 2008 года «АвтоВАЗ» впервые в истории потерял звание лидера российского рынка по выручке, уступив его ООО «Тойота Моторс». Выручка «АвтоВАЗа» по РСБУ выросла лишь на 5%, до 160,2 млрд руб., тогда как чистый убыток составил 6,684 млрд руб. против 3,951 млрд руб. прибыли по итогам 2007 года.

Своя машина ближе к телу

Более трети россиян (39%) уверены: государство должно поддерживать отечественную автомобильную промышленность, полагая, что она может стать «локомотивом» экономики. Об этом свидетельствует репрезентативный опрос ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), проводившийся в начале июля в 140 населенных пунктах 42 регионов страны. Протекционистской позиции придерживаются в основном те, кто считает, что российские машины ничем не хуже иномарок, а также реальные и потенциальные владельцы отечественных машин.

29% респондентов считают, что поддерживать российский автопром нужно, но только в том случае, если это не будет отражаться на покупателях. Такая точка зрения характерна для тех, кто воспринимает российские автомобили как временное средство передвижения, является обладателем старой отечественной машины или планирует приобрести подержанную машину, а также для тех, кто в ближайшем будущем собирается сам воспользоваться правительственной помощью для покупки машины.

Наконец, каждый пятый (19%) убежден, что не стоит тратить государственные деньги на российский автопром. За конкуренцию с мировыми производителями автомобилей ратуют в основном негативно настроенные в отношении российских машин респонденты, те, кто не собираются пользоваться правительственной помощью в приобретении авто, потенциальные обладатели новых и реальные хозяева старых иномарок.


30/07/2009
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!