Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Подписка на нашу рассылку

Ваш e-mail:
Лист рассылки:


Полиглот

 

 

 

Интеллектуальное реалити-шоу,

интенсивный курс изучения английского языка

за 16 часов

 

Преподаватель:

Дмитрий ПЕТРОВ

 

смотреть подробно >>>

 

 

На заметку

Графология:подробно

 
Поиск статей по сайту:

Каллиграфия и Графология, идеальное в реальном: порознь или вместе?


Автор: И. Гольдберг
Источник: Институт Графоанализа Инессы Гольдберг

Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии - развивают мозг человека с детства: тысячи иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство экибана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей и, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов - несущая в себе и философский и медитативный смысл. Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента.

 

Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами - это  жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.

 

Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка - нездорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им (где главное - сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности.  

 

Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка - отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.

 

Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.  

 

Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, - это может быть своего рода медитацией.

 

Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию  в качестве терапии - особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.

 

Если говорить о японцах или китайцах - а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность "маленького человека", "одного из тысяч"...

 

С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией не может, например:

- быть лекарством от многих различных психологических комплексов,

- способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,

- развить активность натуры, внутреннюю мотивацию,

- содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,

- научить доверять своей интуиции,

- расположить к объективному восприятию жизни,

- привить личностную самостоятельность,

- способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,

- уменьшить проявления эгоизма, нарцисстичности,

- понизить влияние имиджевости в своей жизни,

- придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты, - научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д.

 

Более того, эти и многие другие, не перечисленные здесь качества характера или затруднения могут только усилиться или развиться в процессе каллиграфического воздействия.    

Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:

- усиления глубины внимания,

- улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),

- развития волевого усилия при его нехватке,

- дисциплинированности,

- образного мышления, художественного воображения,  

- для развития формальной социальной расположенности,

- повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),

- тщательности и исполнительности,

- стремления к ясным и нормативным взаимоотношениям с окружающим миром,

- импульсивных людей (коррекция самообладанием),

- тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,

- тех, чей эстетический вкус страдает,

- кому не хватает внутренней критичности,

- развития терпения, последовательности, предсказуемости,

- коррекции отвлекаемости и возбудимости,

- развития самоорганизованности,

- исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,

- коррекции антисоциальности и так далее.

 

Считаю, что каллиграфия - это эстетика, искусство, красота, заслуживающая признания, сродни любому другому художественному направлению. Но как профессиональный графолог, считаю, что оно и должно оставаться таковым - не нужно вводить его в повседневную жизнь или школьные прописи: их цель - научить детей ясно писать на основе общепринятого стандарта букв, после чего каждая индивидуальность развивается, проявляет себя (или нет) в соответствии со своим душевным, интеллектуальным и психофизическим состоянием.

 

В чем же тогда философия и медитативный аспект каллиграфии? В том, что касается, в основном, только японской и китайской техники каллиграфии: к нашему общепринятому представлению о каллиграфии (красивые или сложные шрифты или украшения) добавляются очень важные нюансы. Во-первых, это философия, стоящая за происхождением, истоками каждого иероглифа (такого нет в русском и европейских языках). Во-вторых, в иероглифах акцентируется простота, а не сложные витиеватые украшения, и что самое главное - спонтанное, быстрое выполнение штрихов или мазков, скованное движение напряженного человека портит красоту исполнения. Быстрое восприятие и острый ум стоят (развиваются) только при сочетании утонченной простоты и уравновешенной долей критичности, спонтанности. 


* О том, чего ожидать от сотрудника, который пишет каллиграфическим почерком, можно почитать в отдельной статье.


Четыре основных элемента формы

Теперь - поговорим об одной из самых очевидных тем, актуальных для нашего почерка вообще, и для каллиграфии в частности: о форме выполнения букв. Существует стандарт, прописи, нормативное написание букв, однако люди часто предпочитают или даже злоупотребляют какими-то из форм, выполняя написание букв и связок между ними несколько непривычным способом. О значении разных форм мы и поговорим.

Говоря о четырех основах формы, важно знать, что они обусловлены ни чем иным, как четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга.

 

Речь идет о функциях: Логика (рассудочность), Этика (чувства), Интуиция и Сенсорика.

 

Две рациональные функции: логика и этика. Две иррациональные функции: сенсорика и интуиция.

 

Две рациональные функции:

 

1. Аркадическая (выгнутая) форма

Логика – ориентация в жизни посредством понятий, анализа и выводов относительно сути вещей.

Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.

Графологически «логика» проявляется предпочтением в почерке выгнутых форм, или аркад.

 

2. Гирляндическая  (вогнутая) форма

Этика – также является рациональной функцией, поскольку основана на системе таких ценностей, как «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо», «нравится – не нравится» и т.д.

Графологически «этика» отражается преобладанием в почерке вогнутых форм, или гирлянд.

 

Две иррациональные функции:

 

3. Углы и прямая форма

Сенсорика –ориентация ощущением реальности. Суть и возможности вещей воспринимаются такими, какие есть, непосредственно (без предварительной системы), ощущая через себя.

В почерке «сенсорика» отличается преобладанием прямых линий и углов.

 

4. Нитеобразная форма

Интуиция - ориентация в жизни посредством непосредственного (без системы) проникновения в суть вещей и достижение сути их скрытых возможностей.

В почерке «интуиция» выражается нитеобразными штрихами и формами.

  

 



 

 

Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!