Защита от произвола

 
Поиск статей по сайту:

Кто выиграет от новых «коммунальных правил»?


Автор: Алевтина Максимова , фото: Fotobank.ru/gettyimages
Источник: «Собственник»

С 1 января 2010 года в Москве не только вновь вырастут тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг, но и начнут действовать – уже по всей России – новые правила предоставления этих самых услуг гражданам. Будем ли мы платить больше и жить благодаря этим изменениям лучше, разбирался «Собственник». 

А если не будут платить – отключим свет 

Так уж повелось, что рост тарифов потребители коммунальных услуг с ростом их качества связывать не привыкли. Обычно связывают с жадностью коммунальщиков и городских властей и – реже – с инфляцией. Между тем не грех иной раз послушать и голоса с «темной стороны Луны». На днях в столице прошел V Всероссийский форум руководителей предприятий ЖКХ. И услышать там можно было много интересного.

«ЖКХ в стране давно не существует. Между жилищным и коммунальным хозяйством – огромный антагонизм», – уверен председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. По мнению докладчика, именно от коммунальщиков «идет давление на всю систему жилого фонда».

Сами коммунальные службы соглашаться с этим не спешат. Член правления ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС) Андрей Чибис заявил, что с наступлением кризиса уровень платежеспособности потребителей услуг упал еще сильнее. И если в 50% регионов норматив достаточен для покрытия издержек и убытков, то, соответственно, половина регионов так или иначе страдает от неполного сбора платежей. Что же касается оплаты не по нормативу, а по факту потребления, Чибис согласился с тем, что потребитель должен оплатить столько, сколько он потребил по счетчику, но цена (тариф) должна быть достаточной для покрытия издержек поставщика услуги.

О том, кто и почему чаще всего не платит за ЖКУ и что грозит таким неплательщикам, «Собственник» писал недавно. Вскоре к уже существующим мерам могут прибавиться другие. Так, Андрей Чибис предлагает ужесточить наказание за неуплату по счетам – например, за систематические долги по оплате за холодную воду и канализацию отключать электроэнергию: «Там, где должника можно ограничить – его нужно ограничить!». Сами РКС приступили к сотрудничеству с таможенной службой и теперь снабжают таможенные органы списками должников, чтобы тем был перекрыт выезд за границу.

Между тем потребителям тоже необходимо знать, за что они платят и почему растут тарифы. Некоторые перестают платить просто потому, что считают услугу некачественной, не зная о порядке перерасчетов. По словам начальника Управления в сфере жилищно-коммунального комплекса Федеральной службы по тарифами Юрия Сердечкина, скоро на вопрос «За что мы платим?» можно будет получить ответ: подготовлены стандарты раскрытия информации в сфере ЖКХ, проект соответствующего постановления находится на рассмотрении в Госдуме. Правда, как признал сам чиновник, ответа на вопрос «Почему столько?» данное постановление не даст.

Кто будет стрелочником при неплатежах?

Не дает ответов на многие вопросы – и потребителей, и самих коммунальщиков – и проект приказа Минрегионразвития об утверждении новых «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», который должен с 1 января 2010 года заменить прежнее Постановление №307.

Так, по новым правилам, договор о предоставлении услуг можно теперь заключать напрямую с поставщиком, если тот согласится быть исполнителем по такому договору. Этот способ применим, если в доме действует непосредственное управление самими жильцами, нет управляющей компании или ТСЖ не хочет выступать исполнителем. Тогда и деньги за услуги будут идти напрямую поставщику услуг.

В идеале, конечно. В реальности, как водится, все сложнее. Добиться 100%-ной собираемости всех платежей нереально, тем более непонятно, как сбором платежей будет заниматься сам поставщик. Хотя именно у него будут все мотивы добиваться 100%-ной оплаты. А вот у управляющих компаний, считает Андрей Чибис, такого мотива нет вообще: они со сбора платежей не только не получают выгоды, но зачастую терпят убытки (по договору с поставщиком должны оплатить N-ную сумму, а собирают лишь около 80% необходимых средств). «И некоторые управляющие компании просто перестали платить за ресурсы», – рассказал Чибис.

При этом есть еще несколько тонких моментов. Управляющие компании, хотя и собирают платежи, не могут влиять на качество услуг. В свою очередь поставщик обязан лишь подать услугу до границ дома, на этом его ответственность заканчивается. По словам директора «Центра жилищных расчетов г. Сыктывкара» Светланы Палевой, новыми правилами снимается ответственность за качество услуг, не оговаривается, кто должен обеспечивать готовность внутридомовых сетей к приемке данной услуги.

Однако поставщик по своему усмотрению не может прекратить подавать, например, холодную воду в определенный дом, даже если в нем большинство жителей – должники, поскольку будут нарушены права тех, кто исправно платит (да и вообще всех жильцов, так как холодное водоснабжение – жизненно необходимая услуга и должна быть бесперебойной).

Таким образом, поставщик с помощью новых правил сэкономить никак не сможет. Разве что «оторвется» за счет обнаружения незаконно подключившихся к сетям: при обнаружении такого потребителя ему будет начислена плата по нормативу со дня установления факта подключения, а если такой день не будет определен, то за 6 месяцев непрерывного использования ресурса (пункт 45 II части правил).

Теоретически сможет сэкономить потребитель: согласно пункту 86 части V новых правил, если у потребителя и исполнителя возникли разногласия по поводу размеров платы за ЖКУ, то плату потребитель может рассчитать сам «с представлением исполнителю обосновывающих расчетов и ссылок на нормативные документы с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев), которыми руководствовался потребитель в расчетах».

В помощь потребителю в приложении к документу приведены таблицы и формулы, по которым рассчитывается тариф (вот пример одной из них: Vi = VИПУ + VОДН i, где VОДН i = VПУ ОДН / Sо × Si). Жаль, вот только без ученой степени в них большинству людей не разобраться (но, как говорится, спасибо, что дали возможность). И помимо степени нужно иметь сильное рвение к тому, чтобы добиться справедливости.

А народ наш, по мнению председателя Общественного совета при Федеральной службе по тарифам Олега Алексеева, экономить в принципе не любит. Безусловно, будут стремиться экономить на всем пенсионеры, которым дорога каждая копейка. Но в массе своей экономия нашему народу ой как неприятна и непонятна: деньги есть – заплачу! Нет денег, лень было или некогда – не заплачу. Именно поэтому нет энтузиазма у народа и по отношению к энергосберегающим технологиям: да, к 2050 году ресурсы на Земле подойдут к концу, но когда еще будет этот 2050 год, размышляет потребитель… Чтобы собственник почувствовал себя хозяином  и начал меняться его менталитет, должно еще пройти, по некоторым оценкам, лет 10-15.

Ну, а пока будем ждать 1 января 2010-го – года энергосберегающих лампочек и новых правил ЖКУ.

Важный аспект реформы ЖКХ – оплата услуг через посредников (ТСЖ и управляющие компании) – очень острая тема в отношениях жилищной и коммунальной отраслей.  Что с ними будет происходить дальше, читайте в следующих публикациях «Собственника».


 


26/11/2009
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!





Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Российские святыни

 

АДРЕСНАЯ СПРАВКА

Телефонные базы гг. Москвы и Санкт-Петербурга

 

Телефонные базы  городов РФ, Белоруссии, Молдовы и Ураины:

Азов, Астрахань,Бердск, Велком, Владивосток, Владимир, Волгоград, Украина, Единцы, Екатеринбург, Запорожье, Кагул, Калуга,Караганда, Каушаны, Киев, Кишинев, Лида, Львов, Минск, Москва, Находка, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Павлодар, Петербург, Пинск, Ростов-на-Дону, Рязань, Северодвинск, Таганрог, Тирасполь, Уральск, Херсон, Челябинск, Черновцы, Ярославль.

 

В телефонной книге возможен поиск по телефону и Ф.И.О.

ПОИСК