Защита от произвола

 
Поиск статей по сайту:

Кошмар автомобилиста. Транспортный налог в России, как минимум, удваивается


Автор:
Источник: "Новая Политика"

Власти решили сделать так, чтобы грядущий Новый год как следует запомнился российским автомобилистам. Несмотря на весь свой оптимизм насчет света в конце кризисного туннеля, правительство озаботилось замещением выбывающих доходов бюджета-2010 и одобрило в конце сентября радикальные поправки в Налоговый кодекс, увеличивающие сразу вдвое базовую ставку транспортного налога. Эти сборы, определяемые статьей 361 НК РФ, идут в доход регионов. То, что на дворе осенние увольнения, что зарплаты падают, а тарифы и инфляция растут, решено не брать во внимание.

 

Форсмажорные обстоятельства заставят региональные власти исходить из сиюминутных бюджетных потребностей

Но и это еще не все: регионы по-прежнему вправе увеличить размер базовой ставки еще в пять раз, и в этом случае получить дополнительные бюджетные доходы в размере 37,5 млрд. руб. Правда, они же имеют право снизить ставки в десять раз, но до сих пор до этого не доходило. Да и позиция федерального центра примерно такова: вы, конечно, можете не повышать, но мы в своих расчетах исходим из того, что вы повысите – для того и поправки разработали.

 

Возьмем для примера относительно маломощные авто – до 100 "лошадок" под капотом. Вырисовывается следующая картина: НК назначает базовую величину транспортного налога для этой категории в размере пяти рублей. Значит, регион вправе установить для нее свой налог в гигантском диапазоне от 0,5 до 25 рублей за каждую л.с. Даже владельцы малолитражек с мощностью до 100 л.с. рискуют получить налог на свою машину в размере не 400–500 руб. в год, как сейчас, а 4–5 тыс. руб.

 

Регионы получат еще одну юридическую новацию: право дифференцировать ставки в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса (сейчас все зависит от мощности). Даже трудно себе представить, какой разнобой в налоговой нагрузке на одну лошадиную силу воцарится в стране.

 

Неприятную для автомобилистов весть о поправках обнародовал министр финансов Алексей Кудрин. Неожиданной или спонтанной назвать ее нельзя, поскольку такой шаг был фактически предусмотрен в проекте Основных направлений налоговой политики на 2010-2012 годы, разработанном Минфином и одобренном в конце апреля 2009 года правительственной комиссией по бюджетным проектировкам. Как ни странно, в Минфине, по определению одном из самых консервативных и осторожных ведомств, работающем плечом к плечу с налоговиками, предпочли закрыть глаза на опасности столь резких движений и налогового волюнтаризма на местах в условиях кризиса. Ведь форсмажорные обстоятельства заставят региональные власти исходить из сиюминутных бюджетных потребностей. Тем более, что в благополучные годы налоговые доходы были в основном замкнуты на федеральный центр, а социальные расходы, напротив, сконцентрированы на местах. И теперь соблазн заткнуть дыры в расползающемся бюджете, увеличив налоговые ставки пусть даже в пять раз, будет очень велик.

 

После удвоения базовой ставки собираемость транспортного налога упадет еще больше

При этом малопонятен алгоритм правительственного решения об этой "налоговой вольнице". Ясно же, что увеличение в разы любого налога, да еще во времена экономических потрясений, может привести к ослаблению налоговой дисциплины. От увеличения налога главным образом пострадают граждане – только 7% всех зарегистрированных автомобилей числятся на балансе юридических лиц. А это может создать серьезные проблемы и самим властям. Ведь автомобилисты уже не раз демонстрировали способность к общенациональным акциям протеста. Кроме того, еще больше упадет собираемость транспортного налога. К началу сентября только в Калининградской области, по словам ее губернатора Георгия Бооса, задолженность по транспортному налогу при нынешней ставке превысила 690 млн. руб. Достаточно помножить эту цифру на число субъектов Федерации с учетом удвоения ставки и затяжного кризиса, чтобы понять масштабы создаваемой проблемы. Тем более, что Госдума недавно одобрила в первом чтении законопроект, ограничивающий тремя годами срок взыскания задолженности по транспортному и земельному налогам. До сих пор такой срок в Налоговом кодексе не был прописан, что позволяло налоговикам выбивать из граждан транспортный налог сколь угодно долго.

 

Отметим, что и до нынешнего предновогоднего сюрприза транспортный налог в России был немалым и не очень "справедливым". Во многих странах мира его попросту включают в стоимость бензина, обеспечивая таким образом 100-процентную собираемость налога и соблюдение социальной справедливости: больше платит тот, кто много ездит, особенно на "прожорливой" машине.

 

У нас налог по старинке привязан к мощности автомобиля. Не трудно представить себе, как обидно владельцу Toyota Camry, скажем, 2003 года выпуска с мощностью двигателя 151 л.с. – всего-то на одну "лошадку" больше, но он уже оказывается в более дорогой налоговой категории. И никого не волнует, что, он мало ездит: налоги придется платить, даже если машина вообще неисправна и стоит на приколе.

 

В свое время повышенные сборы с мощных автомобилей в России аргументировали как налог на роскошь, но это не так. Российский автопарк заполнен, в основном, достаточно мощными, но сильно поддержанными авто, ввезенными из Японии, Европы и США. Поэтому мощностной критерий – это удар по среднему классу, которому в кризис и так достается, так сказать, по всем линиям. Добавим к этим соображениям и то, что даже не новые мощные иномарки гораздо экологичнее и безопаснее продукции отечественного автопрома. Так почему их владельцы должны платить больше?

 

Возьмем для наглядности модель Toyota Crown Majesta 1994 года рождения. Да, она явно не первой молодости, но достаточно экологичная. А вот мощность у нее – 260 налогооблагаемых "лошадок". Даже сейчас транспортный налог на нее в Москве составляет 26 тыс. рублей в год. А что же будет со следующего года? Как минимум 52 тыс. для машины рыночной стоимостью менее 300 тыс. рублей!

 

Таким образом, более всего от новых налогов пострадают граждане, которые владеют подержанными иномарками, а таких очень много. Они и расплатятся за все "антикризисные ошибки" властей.

 

История с автомобильным налогом выглядит как попытка убить двух зайцев. Во-первых, переложить на субъекты Федерации принятие самых социально взрывоопасных решений. Во-вторых, одним махом компенсировать выбывающие доходы и недоимки, которые государство так и не научилось взимать, за счет удвоенных (как минимум) поборов с добросовестных плательщиков. Вот только многие из них с Нового года явно станут недобросовестными.

 

В 2010 году субъекты Федерации по многим статьям и в самом деле лишаются поддержки из центра, так что местные бюджеты будут дефицитными. Но транспортный налог в любом случае – не очень большой источник доходов региональных бюджетов. А серьезная социальная напряженность после столь жесткого решения гарантирована, и отвечать за это придется именно региональным властям. Им придется выбирать между взрывом недовольства и степенью сбалансированности бюджета. Первая реакция с мест свидетельствует в пользу того, что не все регионы осмелятся даже на удвоение величины налога. Будем надеяться, что инстинкт самосохранения возобладает хотя бы на местах.

 


30/10/2009
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!





Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Российские святыни

 

АДРЕСНАЯ СПРАВКА

Телефонные базы гг. Москвы и Санкт-Петербурга

 

Телефонные базы  городов РФ, Белоруссии, Молдовы и Ураины:

Азов, Астрахань,Бердск, Велком, Владивосток, Владимир, Волгоград, Украина, Единцы, Екатеринбург, Запорожье, Кагул, Калуга,Караганда, Каушаны, Киев, Кишинев, Лида, Львов, Минск, Москва, Находка, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Павлодар, Петербург, Пинск, Ростов-на-Дону, Рязань, Северодвинск, Таганрог, Тирасполь, Уральск, Херсон, Челябинск, Черновцы, Ярославль.

 

В телефонной книге возможен поиск по телефону и Ф.И.О.

ПОИСК