Защита от произвола

 
Поиск статей по сайту:

Объездной маневр. Вместо двукратного увеличения базовых ставок сборы с автомобилистов разрешили повышать в десять раз


Автор: Андрей СУСАРОВ
Источник: Время новостей

Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла сразу в трех чтениях новый вариант вызвавших политический скандал поправок в Налоговый кодекс, вдвое расширяющих возможности региональных властей повышать транспортный налог. Так как утвержденная редакция стала плодом совместной работы в рамках согласительной комиссии представителей нижней и верхней палат парламента при активном участии руководства администрации президента, с прохождением закона через Совет Федерации и президента проблем возникнуть не должно. Но из-за задержки в принятии закона реальное увеличение налога в пределах новых границ организациям грозит только в 2011 году, а автолюбителям -- в 2012-м.

Намерение изменить границы транспортного налога появилось после того, как при формировании бюджета на 2010 год было решено сократить финансирование из федерального центра дорожного хозяйства регионов. Часть выпадающих доходов, а именно 7,5 млрд руб., предлагалось собрать за счет более высокого транспортного налога. 13 ноября Госдума приняла закон, по которому не пересматривавшиеся со времени появления в 2003 году базовые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателей автомобилей повышались вдвое. При этом у регионов оставалось право увеличивать их еще в пять раз, одновременно разрешалось и снижать эти ставки в десять раз.

Еще на стадии обсуждения предстоящее повышение вызвало широкое возмущение среди владельцев транспортных средств. По стране прокатилась волна акций протеста автомобилистов. На сторону водителей встала парламентская оппозиция, в том числе лидер «Справедливой России» и председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По его словам, повышение транспортного налога «нанесет мощный удар сотням тысяч семей, для которых автомобиль -- единственный кормилец». Кроме того, он обращал внимание, что «резкое увеличение транспортного налога приведет к удорожанию себестоимости коммерческих и пассажирских автоперевозок». В своем блоге он высказался еще более резко: «Нельзя относиться к автовладельцам как к овцам, которых можно бесконечно стричь».

После столь резких заявлений было бы странно, если бы представители «Справедливой России» в верхней палате проголосовали за принятые Госдумой поправки. Конечно, для прохождения закона через Совет Федерации нужного количества голосов хватило бы и без эсеров, тем более что формально верхняя палата вообще голосует за законы не по партийному принципу. Но в таком случае тема противодействия повышению транспортного налога становилась бы политическим флагом в руках оппозиции, а заодно откровенно ударяла бы по репутации "Единой России", имеющей возможности единолично проводить любые законы через Госдуму.

В Кремле решили ценой некоторой потери лица со стороны «Единой России», сначала поддержавшей закон, а потом тут же пошедшей на попятную, лишить оппозицию популистского лозунга. Для этого пришлось вернуть законопроект в Госдуму. Такое решение было принято 16 ноября на проведенном по поручению президента специальном совещании с участием представителей фракции «Единой России» и членов СФ. По его итогам глава администрации президента Сергей Нарышкин объявил, что раз «российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога», то депутатам рекомендовано пересмотреть свое решение. При этом были соблюдены все положенные процедуры.

18 ноября на очередном заседании сената при пяти голосах «за» и 125 -- «против» закон был отклонен. Моментально была создана согласительная комиссия с Госдумой. И уже на следующий день был предложен новый вариант закона, никак не меняющий сути отклоненного документа. От двукратного повышения базовых налоговых ставок было решено отказаться. Но вместо этого региональным властям дана возможность устанавливать у себя транспортный налог в пределах не пяти, а десятикратного увеличения прежних базовых ставок. Кроме того, регионы смогут теперь дифференцировать ставки налога не в зависимости от «срока полезного использования транспортных средств», а от «количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса».

При этом в массовых СМИ прошла довольно энергичная пропагандистская кампания, в ходе которой населению разъяснили такой сценарий развития событий: федеральные власти решили отказаться от повышения транспортного налога, конкретные ставки зависят исключительно от региональных властей.

Хотя новый вариант закона вновь принят в Госдуме только голосами единороссов, в среду, 25 ноября, на очередном заседании Совета Федерации проблем с прохождением документа не возникнет. Но даже если президент оперативно его подпишет и он будет опубликован еще в ноябре, а следовательно, сможет вступить в силу с 1 января 2010 года, вряд ли какой из регионов успеет им воспользоваться для повышения налога уже со следующего года. Пока все решения об увеличении транспортного налога в регионах принимались в действующих на данный момент рамках. Это значит, что все возможные решения об увеличении налога в более широких пределах будут приниматься регионами в следующем году и, согласно Налоговому кодексу, смогут вступить в силу только с 2011 года. Так как для автолюбителей налоговым периодом по этому платежу является год, то с них налог по новым ставкам будет собираться только в начале 2012 года.

Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает новый вариант закона компромиссом. «При прежней редакции, когда автоматически удваивалась базовая ставка налога, многие субъекты федерации, чтобы оставить транспортный налог в прежнем размере, должны были принять решение о его снижении. Они просто не успели бы это сделать до нового года, и налог в этих регионах автоматически вырос бы вдвое», -- обращает внимание г-н Лысаков. Но решение все-таки половинчатое. «Ответственность переложили на субъекты федерации. А там снижать налог никто не будет, все только поднимают», -- уверен правозащитник.

Координатор московского отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Самарин считает новый вариант закона таким же неприемлемым для автомобилистов, как и прежний. «Ничего не изменилось, только цифры переставили местами. Иначе как обманом общественного мнения это назвать нельзя, -- возмущается г-н Самарин и предупреждает: -- Уже в середине декабря будут новые протестные акций автомобилистов».

Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал принятое решение стыдливым и шкодливым. «Переложили ответственность на регионы», -- поясняет он. Но теперь, по его мнению, протестное движение автомобилистов окажется расколотым. «Там, где региональные власти примут решение о повышении транспортного налога, автовладельцы будут возмущаться, там, где налог останется прежним, предмета для протеста не будет», -- прогнозирует Виктор Похмелкин.

Изменение границ, в пределах которых региональные власти могут устанавливать ставки транспортного налога

Наименование объекта налогообложения


   

 Пределы налоговых ставок

(в рублях)  

действующие с 1 января 2010 года

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 
   
1 -- 25     0,5 -- 50
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
   
1,4 -- 35    0,7 -- 70
   
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
   

2 -- 50       1 -- 100
 

 свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
  
3 -- 75     1,5 -- 150
   
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
   
6 -- 150,     3 -- 300
   
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно    
0,4 -- 10     0,2 -- 20
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно     0,8 -- 20      0,4 -- 40
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
   
2 -- 50          1 -- 100
   
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

   
2 -- 50         1 -- 100
   
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
   
 4 -- 100        2 -- 200
  
 
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно  
   1 -- 25       0,5 -- 50
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно    1,6 -- 40       0,8 -- 80
   
 свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно   2 -- 50           1 -- 100   
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно   2,6 -- 65        1,3 -- 130   
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)    3,4 -- 85   1,7 -- 170
   

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

 до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 

1 -- 25 0,5 -- 50   
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
   
2 -- 50 1 -- 100
   

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

5 -- 125, 2,5 -- 250

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
10 -- 250 5 -- 500
 
























 
 
 
 
 
 

 
Андрей СУСАРОВ

26/11/2009
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!





Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Российские святыни

 

АДРЕСНАЯ СПРАВКА

Телефонные базы гг. Москвы и Санкт-Петербурга

 

Телефонные базы  городов РФ, Белоруссии, Молдовы и Ураины:

Азов, Астрахань,Бердск, Велком, Владивосток, Владимир, Волгоград, Украина, Единцы, Екатеринбург, Запорожье, Кагул, Калуга,Караганда, Каушаны, Киев, Кишинев, Лида, Львов, Минск, Москва, Находка, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Павлодар, Петербург, Пинск, Ростов-на-Дону, Рязань, Северодвинск, Таганрог, Тирасполь, Уральск, Херсон, Челябинск, Черновцы, Ярославль.

 

В телефонной книге возможен поиск по телефону и Ф.И.О.

ПОИСК