ВИНОГРАД НА ДАЧЕ

ФОТО галерея

Люстра Loving Arms

Сладкие подарки!

Торты и выпечка на заказ

Арктика

На заметку



Защита от произвола

 
Поиск статей по сайту:

Деньги застряли. Решения правительства о кредитной поддержке компаний наткнулись на банковский надзор


Автор: Вера СИТНИНА, Наталья РОМАНОВА, Андрей ДЕНИСОВ
Источник: "Время новостей"

Несмотря на планы правительства поддержать кредитование основных отраслей экономики, большинство предприятий до сих пор не может получить обещанное финансирование. Из-за обесценения активов заемщиков банкам, чтобы выполнить нормативы ЦБ, приходится увеличивать резервы под займы, что негативно влияет на размер их собственного капитала. Поэтому банкам сейчас невыгодно выдавать кредиты реальному сектору -- это может негативно отразиться на их финансовой отчетности. Для решения этой проблемы в правительстве зреют планы изменения нормативов банковского регулирования.



В том, что «тромбы» в финансовой системе пробить не удается даже массированным потоком государственных средств, признался в беседе с президентом Дмитрием Медведевым первый вице-премьер Игорь Шувалов. Их беседа состоялась в понедельник вечером в Горках. Г-н Шувалов, который руководит Советом при президенте по развитию финансового рынка, отчитался о том, что проводит встречи с представителями самых разных отраслей экономики, анализируя текущую ситуацию. Эти встречи, по его словам, «говорят о том, что многие предприятия из состояния шока, в котором они находились какое-то время назад, уже вышли».



Однако под конец той части беседы, которая была открыта для прессы, президент задал г-ну Шувалову главный вопрос, после которого улетучился даже самый осторожный оптимизм. «Можем ли мы твердо сказать сами себе, что те решения о выделении денег, которые принимались президентом и правительством, которые реализовывались через систему Центрального банка, уполномоченных банков, через субординированные кредиты коммерческих банков и в конечном счете непосредственно промышленных и иных предприятий, эти решения реализованы, и деньги, собственно, поступили потребителю?» -- спросил г-н Медведев.



«Дмитрий Анатольевич, мы можем доложить вам, что решения, которые были приняты, исполнены в полном объеме, но денежные средства до потребителей, до промышленных потребителей не дошли», -- честно признался первый вице-премьер. Как известно, антикризисные планы правительства предусматривали выделение для поддержки «потребителей» почти 1 трлн руб. через механизм субординированных кредитов. Это длинные и дешевые деньги: они предоставляются Центральным банком и правительством в лице Фонда национального благосостояния на 11 лет по ставке 8% годовых. 500 млрд руб. предназначалось Сбербанку, а еще 450 млрд руб. -- ВТБ, Россельхозбанку и коммерческим банкам. Пока что известно о реальном выделении по разным каналам суммы около 500 млрд рублей.


Проблема получения дешевых кредитных ресурсов предприятиями с самого начала волновала правительство. Так, еще месяц назад руководитель одной из торговых сетей рассказывал своим иностранным инвесторам, что Игорь Шувалов лично едва ли не в ежедневном режиме справляется, удалось ли компании перекредитоваться в банках, который получили субкредиты. Но административного ресурса для включения экономических механизмов оказалось явно недостаточно.


«Все наши встречи с банкирами свидетельствуют о следующем: нормальные банковские условия, которые существовали раньше, и те нормативы, по которым банки работают, требуют от заемщиков предоставления дополнительной залоговой базы в настоящий момент либо иных обеспечительных мер, -- говорит г-н Шувалов. -- В связи с тем, что активы многих акционеров, многих предпринимателей в настоящий момент просто обесценены и реальная стоимость отличается от рыночной в разы, банки не понимают, как им выполнять эти требования о достаточных гарантиях при выдаче кредитов. И ситуация в связи с тем, что эти кредиты, которые выдаются банками, оцениваются как наиболее рискованные, нестабильна, процентные ставки за пользование таким кредитом крайне высоки, несмотря на то, что денежные средства Банком России и Минфином предоставлялись под совсем невысокие процентные ставки».


«Чем хуже актив заемщика, тем выше норматив ЦБ по формированию резервов под возможные ссуды. Чем выше объем резерва, тем больше вычет этих средств из собственного капитала банка. Получается, что выдавая кредиты в нынешних условиях, банки рискуют очень серьезно ухудшить свою отчетность. Очевидно и то, что займы, обеспеченные формально плохими активами, не могут выдаваться по низким процентным ставкам», -- говорит исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин.



Председатель правления Морского банка Игорь Дергунов подтверждает, что проблема «действительно, есть». «Когда кредит представляется под проценты ниже трех четвертей ставки рефинансирования, а ЦБ ее недавно повысил, то банк работает себе в убыток, -- сказал он «Времени новостей». -- Любой банк - это коммерческая организация, и он не может действовать как Министерство финансов, раздавая кредиты исходя из некой целесообразности, а не ради извлечения прибыли. Государству следует задуматься, нормальная ли ситуация, когда за добрые дела приходится платить самому. Кроме того, следует расширить список уполномоченных банков. Пока нет конкуренции, нормально программа поддержки реального сектора работать не начнет. Мы и сейчас занимаемся финансированием реальных компаний, которые стоят порты, обеспечивают грузоперевозки. Но мы готовы делать больше».


Исполнительный вице-президент РСПП и председатель совета Ассоциации региональных банков Александр Мурычев перечисляет проблемы, которые стоят на пути выделенных государством денег к цели: «Реальная экономика действительно денег не получила. Во-первых, региональные банки, а именно они занимаются финансированием большей части средних предприятий, доступа к этой программе (получение субординированных кредитов. - Ред.) не получили. Надо оказывать поддержку этой категории банков, а в их лице - и предприятиям. Необходимо вводить систему государственных гарантий. Банки боятся кредитовать, давайте называть вещи своими именами, потенциальных банкротов. Они не понимают, кому в данной ситуации можно доверить государственные деньги, чтобы они не пропали зря -- это то, что надо сделать для поддержки средних предприятий. Для поддержки крупных предприятий необходимо в первую очередь в них разобраться. Надо выделить системообразующие предприятия и целенаправленно оказывать поддержку именно им. Они сейчас какую-то поддержку получают, но в этом нет никакой системы. Должно быть понятно, какие приоритеты». Г-н Мурычев полагает, что государству надо активнее задействовать механизм предоставления субординированных кредитов, стимулируя тем самым и акционеров банков пополнять капитал.


Для того, чтобы деньги дошли до конечных заемщиков, Игорь Шувалов предлагает изменить систему, по которой Банк России будет осуществлять свое регулирование. «Но это возможно только при совместных действиях с Банком России и при некоторых, наверное, изменениях в законодательстве, чтобы требования к заемщикам по предоставлению обеспечений не были такими же жесткими, как это в обычной банковской практике, когда мы не переживаем последствий финансового кризиса», -- говорит он. В ЦБ инициативу первого вице-премьера пока не комментируют.


Зато АРБ готовит свои предложения по изменению положения ЦБ №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». «Для того, чтобы стимулировать банки выдавать кредиты предприятиям мы предлагаем втрое снизить все нормы резервирования по ссудам. Таким образом, расходы банков снизятся. Мы прекрасно понимаем, что от этой меры риски невозврата кредитов не станут меньше, но в нынешней ситуации это, похоже, единственная мера для активизации кредитования реального сектора», -- рассказывает г-н Емелин. По его словам, готовящийся документ АРБ намерена обсудить с ЦБ.


Исходя из заявления президента Дмитрия Медведева, изменения в банковском регулировании должны произойти достаточно быстро. «В противном случае непонятно вообще, зачем раскассированы средства. Если это будет обеспечено через два-три-четыре месяца, то мы части производств просто можем недосчитаться», -- заявил г-н Медведев.


Главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева не считает целесообразным менять систему регулирования под конкретные ситуации. «Ситуация, сложившаяся сегодня, не является уникальной для России, с подобными проблемами сегодня сталкиваются банковские системы всего мира, -- говорит она. -- В условиях разрастания глобального экономического кризиса риски для банков резко возросли, результатом чего является снижение объемов кредитования, рост премий за риск, заложенных в процентные ставки, и использование других методов снижения рисков кредитования - таких, как рост первоначального взноса при ипотеке. К ослаблению этой проблемы не привело даже вливание капитала в крупнейшие банки США и Европы. В целях восстановления кредитования ФРС США вводит все новые и новые инструменты, и, по сути, она уже почти напрямую кредитует компании и ведет потребительское кредитование, беря на себя основные риски». Г-жа Юдаева уверена: «Российское правительство должно понимать, что, если оно пойдет по пути ФРС, то оно должно будет не просто давать банкам средства, но и брать на себя риски от задержки платежей и неуплаты по кредитам».



Представители бизнеса все меньше верят в то, что смогут воспользоваться обещанными кредитными возможностями. «Мы понимаем, что существуют достаточно жесткие требования к выдаче кредитов. Но сейчас остановить течение денежной массы -- то же самое, что остановить течение крови по кровеносным сосудам у человека, -- говорит зампред общественной организации «Деловая Россия», президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Алена Николаева. -- Здесь возможно более тесное сотрудничество с бизнес-организациями. Если речь идет о гарантиях, такие организации могли бы выступать гарантами по кредитам. Но нужно внимательнее следить и за банками. Многие из них получили деньги и пытаются заткнуть ими собственные дыры. Я бы предложила провести ряд встреч бизнеса и предпринимателей. Я много разговариваю с самыми разными представителями реального бизнеса, и самое страшное, что вижу - никто помощи от государства уже не ждет. Сейчас самая главная задача - это восстановить доверие на всех уровнях, между бизнесом и государством, между банками и бизнесом, между предприятиями и финансовыми учреждениями. При этом государство должно встречаться не с бизнесом в целом, а провести встречи по отраслевому принципу. Ведь у металлургов одни проблемы, а у аптечных сетей - другие».



А председатель совета директоров компании «Дымов» Вадим Дымов полагает, что и у административного ресурса еще есть потенциал. «Я абсолютно уверен, что президент и премьер-министр пытаются изменить ситуацию к лучшему. И не меньше я убежден в том, что половина чиновников ничего не пытаются сделать. По крайней мере, пока ситуация становится только хуже. Я думаю, что это следствие коррупции. Дело здесь не в законах, а в ментальности. Дисциплины не хватает. Я думаю, что руководству страны надо быть жестче. Им надо публичную порку устроить для пары чиновников, и тогда дело сдвинется с мертвой точки. Сейчас наступило такое время, что мы, бизнес, уже перестаем верить во все», -- сказал г-н Дымов «Времени новостей».

 

Перейти в форум "Сам себе адвокат"

 


03/12/2008
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!





Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Российские святыни

 

АДРЕСНАЯ СПРАВКА

Телефонные базы гг. Москвы и Санкт-Петербурга

 

Телефонные базы  городов РФ, Белоруссии, Молдовы и Ураины:

Азов, Астрахань,Бердск, Велком, Владивосток, Владимир, Волгоград, Украина, Единцы, Екатеринбург, Запорожье, Кагул, Калуга,Караганда, Каушаны, Киев, Кишинев, Лида, Львов, Минск, Москва, Находка, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Павлодар, Петербург, Пинск, Ростов-на-Дону, Рязань, Северодвинск, Таганрог, Тирасполь, Уральск, Херсон, Челябинск, Черновцы, Ярославль.

 

В телефонной книге возможен поиск по телефону и Ф.И.О.

ПОИСК